Левокумский комплексный центр социального обслуживания населения
8 ноября 2019
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Левокумский комплексный центр социального обслуживания населения»
Методические рекомендации
«Социально-психологическая реабилитация»
Разработал психолог
отделения срочного
социального обслуживания
Чернышева В.А.
2019 год
Социально - психологическая реабилитация инвалидов в рамках программы индивидуального сопровождаемого проживания на дому инвалидов в возрасте от 18 лет и старше по основным видам заболеваний в рамках реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» имеет огромное социальное значение, в первую очередь по причине ее взаимосвязи с системой общественных отношений и их воспроизводства. Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством духовных, социальных и социально-психологических общественных отношений.
Обучение инвалидов навыкам самостоятельной жизнедеятельности посредством освоения необходимых социальных компетенций, их коррекция, развитие возможностей к самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей, адаптации к самостоятельной жизни и их коррекция.
Упражнение 1 "Дыхание"
Дыхание - есть жизнь. Дыхательная гимнастка оказывает оздоровительное влияние на весь организм в целом.
Игра «Ассоциации»
Цель этого упражнения — стимуляция мозга за счет построения логических и ассоциативных связей.
Вот как проходит игра. В левой колонке находится пара слов. Вам нужно найти третье слово, которое связано или вызывает ассоциации с ними. Пример возможной связи: ЗАМОК и НОТЫ. Ответ на загадку: КЛЮЧ. Слово «ключ» связано с обоими словами пары: КЛЮЧОМ мы закрываем замок на дверях, КЛЮЧ рисуется на нотах. Попробуйте теперь установить связи между пятью следующими парами самостоятельно:
ЗАМОК — НОТЫ (ответ: ключ)
КАРТЫ — БРЕВНО (ответ: колода)
ДЕРЕВО — ПИСТОЛЕТ (ответ: ствол)
ШКОЛА — ДЕТЕКТИВ (ответ: частный)
СУД — ПАПКА (ответ: дело)
РЕКА — ДЕНЕЖНЫЙ (ответ: поток)
Задание
Чтение — захватывающее занятие, которое не только развивает когнитивные навыки и восстанавливает утраченный словарный запас, но и уменьшает чувство одиночества и изоляции у пожилых людей. Чтобы увеличить пользу от чтения, попросите бабушку или дедушку кратко пересказать сюжет книги, которую они закончили. Так вы одновременно создадите дополнительную возможность для общения и поможете им потренировать память. Так же можно заучить короткий стих наизусть.
Упражнение "Настроение"
Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами - чистый лист бумаги. Нарисуйте любой сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на лист бумаги, стараясь выплеснуть его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуйте столько, сколько вам нужно. Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны. После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение п ерешло в рисунок и уже исчезло, как этот неприятный для вас рисунок.
Так же можно попросить нарисовать свое хорошее настроение.
Задания для преодоления агрессии
бумагу.
Игра «Найди пару карте» — отличная тренировка памяти в любом возрасте. В нее можно играть в одиночку или в компании друзей. Вам понадобится только колода карт и стол. Карты укладываются лицом вниз. Участники по очереди переворачивают две карты. Если они совпадают, эта пара убирается, а участник продолжает попытки найти новые совпадения. При неудаче ход переходит к следующему игроку. Победителем считается участник, открывший наибольшее число одинаковых пар.
Упражнения для восстановления и поддержания моторики
Чтобы развить мелкую моторику рук стоит выполнять ряд упражнений: